+7 (499) 403-33-98

Заказать звонок

Отчет о походе на Шумак

Поход на Шумак: полное описание

День 1 Иркутск — Тункинская долина — Сухой ручей

Итак, начинаем наше путешествие на Шумак. Встреча участников перед началом похода состоялась в лучшем хостеле Иркутска Rolling Stones, поэтому на маршрут мы вышли уже зная друг друга, словно прожили вместе 100 лет. В дальнейшем мы постигали безграничный мир каждого из нас.

Из хостела нас забрал трансфер в 6:15 утра, выспаться не удалось как ночью, так и в машине — хотелось ловить каждый миг за окном!

За 6 часов доехали до начала маршрута, распределили еду между участниками и двинули в путь, взгромоздиив рюкзаки, которые на то момент показались тяжелыми, себе за спину.

Через пару часов остановились искупаться в чистейшей воде, бегущей с высоких гор, куда лежал наш путь, это было первое знакомство с благодатью горных духов.

Место было столь прекрасно, что мы решили остановиться тут на ночь. И мне вспомнились слова Уильяма Блейка «Увидеть мир в одной песчинке и космос весь — в лесной травинке, вместить в ладони бесконечность и в миге мимолетном вечность». В таких местах и происходит единение с природой.

поход на шумак полное описание

День 2 Путь до Шумака — река Эхе-Гер

Наше пребывание на Шумаке совпадало с национальным бурятским праздником, поэтому мимо нас проходило много всадников с поклажей, которые шли на источники для встречи со своими кланами, ну, и конечно, чтобы отпраздновать.

Этот день один из двух сложных в походе, так как нам пришлось идти весь день с рюкзаком за спиной. Мы часто останавливались, чтобы сфотографировать прекрасные места. Ведь наш путь проходил вдоль горной реки Эхе-Гер и ее переливы по камням постоянно приковывали взгляд.

В одном месте обнаружили снежник и конечно не удержались, чтобы не побегать по нему босиком.

На ночь встали на холме недалеко от реки. Вдалеке сверкали зарницы, и мы натянули тент между палатками на случай, если пойдет дождь. Это здорово, что есть возможность собраться вместе без неудобств. Эта дальновидность пригодилась, ибо перед подъемом действительно пошел дождь, но мы были в тепле и уюте.

Путешествие на Шумак

День 3 Перевал Шумакский

Сегодня штурмовали перевал Шумак высотой 2760 метров. С утра очень быстро собрались благодаря дождю 🙂 После дождя и в облачную погоду идти значительно легче — не печет солнце и дыхание практически не сбивается.

К моменту, когда мы поднялись на перевал, погода как по заказу прояснилась и перед нами открылся величественный вид на долину, из которой мы поднялись и на озеро, которое лежало по другую сторону — вскоре мы дойдем до него.

На перевале мы провели около получаса — фотографировались и отдыхали после крутого подъема. На спуске проблем не возникло и через некоторое время мы могли порадовать свои ноги свежей талой водой.

Была только середина дня и мы пошли дальше. Снова начался дождь и поднялся ветер, поэтому мы в значительной степени увеличили темп. Практически на одном дыхании дошли до водопада Шумак — он представлял собой просто космическое зрелище. Всюду туман, видимость порядка 50 метров, огромный водопад и ледник свисающий вдоль падающей воды… Вид действительно завораживал!

Пока мы любовались окрестностями погода наладилась, но, как оказалось, ненадолго. Когда мы пришли на место ночевки опять стал накрапывать дождь, но каким же блаженством было залезть в палатки! Стоит ли говорить, что горячий ужин сегодня был как никогда кстати 🙂

поход шумак отчет - перевал шумакский

День 4 Шумакские источники

С утра нас встретило ясное солнце, поэтому сборы затянулись и мы позволили себе выйти чуть попозже.

Тропа на походе к источникам постоянно извивается приобретая подобие змейки, поэтому стоит отстать на пару шагов и тебя уже скрывает листва, поэтому мы держались поближе друг к другу.

На источники мы пришли под вечер, нашли хорошее место и встали на ночевку. Недалеко была радоновая ванна с температурой 27 градусов, девушки с удовольствием погрелись в ней, в то время как мужчины занимались хозяйством.

Шумакские источники представляют собой 3 линии. 2 из которых находятся на левом берегу, а третья (небольшая) на правом. На следующие несколько дней у нас запланированы радиальные выходы к ближайшим интересным местам — водопады, гора «Ребенок», золотое озеро и пр.

поход на шумак полное описание

День 5 Хуухейн-Хада

А утром нас ждало солнышко и ясное небо. Окружающие горы стряхивали ночные облака со своих плеч и лес наполялся мерным дыханием дня.

После сытного завтрака мы отправились под пологом палящего солнца к водопаду, что находится на мраморной реке. Водопад произвел неизгладимое впечатление, а река бегущая меж каменных стен, так и притягивала своим стремительным движением.

Поскольку водопад был не далеко, мы пошли сразу на второе значимое место – столбы Хуухейн-Хада. Дорога туда оказалась чуть дольше, но технически очень простой. Стобы представляют собой отдельностоящие колонны образовавшиеся из-за выветривания и вымывания почвы. Это место считается священным и у этих гор, в частности у одного из столбов который называетсчя «Гора ребенок» женщины и мужчины, просят милости на нового члена семьи.

На обратном пути встретили двух девушек и как истинные джентельмены помогли нести им рюкзаки до самого лагеря. По пути пошел сльный дождь и капли были похожи на маленькие подгоняющие хлысты, поэтому до лагеря мы добрались чуть ли не в два раза быстрее чем в ту сторону, не смотря на рюкзак за спиной.

путешествие на шумак

День 6 Золотые озера

Предыдущий день был так насыщен, что мы почти не спали, а предавались приятным воспоминаниям. Поэтому встали только в 8:30.

Сегодня мы ходили на Золотые озера. Дорога до туда коротка, но постоянно идет вверх, поэтому перемещаться быстро не получается. На пять километров мы потратили 3-а часа ходу, но оно того стоило. Минув крутой подъем мы оказались в огромной долине по бокам которой возвышались скальные стены, все это напоминало юрский период. Порой казалось, что выйди из-за скалы динозавр, мы бы даже не удивились. Отсутствие людей придавала этому месту особое впечатление.

В тот момент, озеро располагавшееся на этой высоте, выглядело как первобытный и пожалуй единственный источник воды во всем мире. Таинство затихшее в камнях вокруг, трепетало ноздри едва уловимыми запахами. Хотелось оставаться здесь как можно дольше, но пора было возвращаться.

На обратном пути собрали дикий лук и как оказалось очень кстати. Девушки которым мы помогли вчера нести рюкзаки, приготовили к нашему приходу очень вкусный суп, туда-то мы свой лук и положили.

поход на шумак полное описание

День 7

С обещаниями хорошей погоды, мы выдвинулись в сторону пика Три Капитана. Дорога туда не сложная и идет вдоль реки. Но на всякий случай решили уточнить дорогу у одного мужика с навигатором, это-то и было большой ошибкой. Он сказал, что есть боковая тропа, по ней мы и решили пойти. Сначала была действительно тропа, но затем она исчезла, конечно это нас не смутило и мы полезли дальше. В некоторых местах приходилось ползти на четвереньках т.к. угол наклона был такой, что да земли вполне можно было достать рукой даже не нагибаясь.

Чем выше мы поднимались, тем прекаснее и девственнее виды нам открывались. Горы были укутаны облаками, почва влажная и сочная, очень много скальных оголений. Черезнекоторое время пошел дождь и передвигаться стало немного опасно из-за большого наклона и мокрой травы, но мы были неудержимы. Пик Трех Капитанов виднелся слева и был сокрты разорванными облаками. Вскоре мы поняли, что если полезем дальше, то можем не успеть вернуться обратно, и насладившись видами с той высоты которой достигли мы повернули обратно.

Все были довольны новоприобретенноым опытом хождения по пересеченной местности. Именно в таких условиях и закаляется характер.

Вернувшись в лагерь, на источниках начался праздник Хурлюк Баш. Были соревнования в нескольких дисциплинах, борьба, армрестлинг и т.д. Были даже шашки, в которых Сергей занял почетное второе место.

После праздника пошли на источники отведать живительной воды. Источники выглядят достаточно любопытно. Это отдельностоящие камешки из под которых бежит вода. Причем у двух рядом стоящих камней, вкус воды и даже температура совершенно разные.

путешествие на шумак

День 8 Дорога домой

Дорга обратно. В этот день, как бы нам не хотелось, но мы покинули источиники, оставив позади беспечные прогулки по лесу, и главное налегке!) Светило солнце и все вокруг казалось уже таким домашним и уютным, забылись мокрые дни и казалось, что дождь это нечто совершенно далекое и неземное.

Идти домой, намного легче, в частности из-за того, что рюкзаки стали легче. В частности потому, что дорога известна и она уже помнит твои следы. Терпимее относишься к расстоянию и к передвижению по скользким камням.

За этот день мы подошли под перевал и встали у озера, на которое еще совсем недавно смотрели с его плеч. Дул холодный ветер и мы одели все, что было, дабы наши косточки не замерзли. Горячий чай в таких условиях, кажется божественным нектаром, испив который, сможешь вознестись выше земных границ.

Поставленный тент под нужным углом, великолепно спасал от ветра. Спали очень крепко, натянув спальники по самые уши.

День 9 Шумакский перевал

Сегодня был очень ходовой день. Шли 12-ь часов. С утра перевалили через перевал на котором стояли лошади местных жителей, сами жители сиделя рядом. Спросив разрешения, мы залезли на них, на лошадей конечно, и сфотографировались. Окинули последним взгялдом озеро с ледяной водой, далекий спуск в низину где покоятся источники дающие силы и повернули вспять.

Идти было тяжело, у одной из участниц заболело колено, поэтому быстрый темп был отменен и приходилось делать остановки чаще чем планировалось. Но погода баловала своими яркими настроениями, поэтому остановиться и полюбоваться окружающими красотами, никто не был против.

На ночевку остановились возле озер с очень теплой водой, что позволило принять душ. Разведя костер, засели вокруг него, чтобы насладиться последней ночью в этом прекрасном месте. Треск дров пробуждал глубинные чувства, которые выходили наружу в виде широких улыбок.

День 10

Проснувшись с полными силами и ощущением скорого возвращения рванули с небывалой силой. До базы на сухом ручье, оставалось не очень далеко, поэтому мы позволили остановиться на полтора часа на месте нашей первой ночевки. Хотелось вновь окунуться в ту воду, с которой мы столкнулись впервые и посмотреть на свои чувства, мысли сквозь эту прострачную струю. На то, как изменились мы и как изменились они. Тем более ясное солнце приглашало под свои лучи как никогда.

На стоянке есть мусор в пакетах и мы взяли по одному, чтобы отнести в место, откуда его смогут вывезти. Но на радостях я взял слишком тяжелый мешок и потом, пожалел об этом, однако деваться было некуда.

Днем мы уже были на базе, покушали в кафешке используя все столовые приборы. Было немного непривычно, сидеть за столом и пить кофе.

Девушки сходили в баню и были очень довольны, мы же решили пока не смывать с себя эту походную броню.

Как и при любом значимом событии, по окончании мы чувствуем небольшую опустошенность, в связи с тем, что это закончилось. Но оборачиваясь назад и вспоминая все путешествие, понимаешь на сколько ты наполнен. Мы были наполнены до краев и было приятно просто пребывать в этом состоянии, чувстсовать себя таким целостным и таким живым.

поход на шумак полное описание

День 11 Берег Байкала

Переночевали недалеко от базы, под мерный звук колокольчика лошади местного жителя, что паслась недалеко.

Одно путешествие закончилось, но началось другое, правда значительно короче. Мы отправились на Байкал. Быть в такой близости от глубочайшего озера на планете и не побывать на его берегу, это кощунство.

От станции до куда нас довезли, час пешком и вот ты уже стоишь на берегу этого исполина, отбрасывающего солнечных зайчиков от своей поверхности.

Мы взяли в аренду капитана с лодкой и поехали вдоль берега рассекая водную гладь. Прямо до скалы именуемой «Птичий базар». Не сложно догадаться, почему она так называется. Скала с миллионом маленьких полочек, на которых гнездяться чайки. В длину она порядка 400 метров и порой птицы похожи на островки снега, до последнего не понимаешь,что это, пока то, что принимал за белый бархат не всопрхнет в синее небо.

День быстро подходил к концу, как бы мы не оттягивали это событие. Казалось солнце устало и торопится укрыться горизонтом. Мы проводили последние лучи, пожелав ему спокойной ночи и сами забрались в палатку.

Кругобайкальская железная дорога

День 12 Электричка в Иркутск

Проснулись в 4-е утра, чтобы успеть на утреннюю электричку до Иркутска. И вот закончился поход на Шумак — прощальный взмах наших рук, взгляд устремлен на необозримое водное пространство и лишь удаляющиеся шаги. Очень надеемся, что судьба, все таки не такая злодейка как о ней говорят и мы окажемся здесь, еще раз.

Отчет о походе на Шумак подготовил инструктор нашего турклуба.

Фотографии Байкала

Отзывы о пешем походе на Шумак можно почитать здесь.

Популярные туры и походы на Шумак

Пеший поход на Шумак Поход на Шумак - в окружении Сибирской природы и целебных источников Шумакской долины, каньонов рек, водопадов и озёр